КОЛОНКА НАШЕГО ЭКСКУРСОВОДА: Боги древней Греции и Рима, причастные к врачеванию
По древнегреческой мифологии врачевание открыл Аполлон, бог солнца и света, считающийся покровителем многих искусств. По верованиям греков, он обладал еще и даром исцеления. В некоторых его святилищах часто лечили больных, причем весьма оригинальным способом – при помощи музыки. Имя Аполлона упоминается и в клятве Гиппократа, которую давали врачи, приступая к практической деятельности.
Многие другие боги греко-римской античной культуры, помимо исполнения своих «прямых обязанностей», имели и некоторое отношение к медицине.
Имя богини любви и красоты Афродиты (в древнеримской мифологии - Венеры) до сих пор используется в ряде медицинских терминов и является символом пластической хирургии.
Богиня Гера (Юнона) – «та, которая приходит с родовыми муками», - была богиней брака и материнства.
Богиня мудрости и воинской отваги Афина Паллада (Минерва) почиталась также и как целительница глазных болезней.
Артемида (Диана) покровительствовала девушкам и беременным женщинам.
Даже сам Зевс (Юпитер), верховное божество античной мифологии, владел, по верованиям древних, тайнами врачевания.
Однако в античной мифологии есть божество, целиком и полностью связанное с медициной. Это - считающийся сыном Аполлона знаменитый Асклепий (Эскулап), бог врачевания. Аполлон раскрыл сыну все тайны врачебного искусства, которыми владел сам, а затем отдал его в обучение к кентавру Хирону, знавшему, как лечить людей травами и иными зельями. Получив такое образование, Асклепий не только вполне успешно лечил больных, но и даже умел воскрешать умерших.
Кстати, не только Асклепий, но и вся его семья обладала медицинскими знаниями, помогала страждущим, облегчала их телесные муки. Женой Асклепия была Эпиона – «болеутолительница». Его дочь Гигиея (Гигия) считалась богиней здоровья, отвечающей за предупредительную медицину (гигиену). Она изображалась в виде молодой женщины в тунике и диадеме, кормящей из чаши священную змею. Вторая дочь Панацея – «всецелительница» - покровительствовала лекарственной терапии. В современном языке ее именем называют, часто иронически, всеисцеляющее лекарство, средство от всех бед.
Оба сына знаменитого бога врачевания – Махаон и Подалирий – прославились как легендарные лекари и хирурги. При осаде Трои они оказывали помощь раненым, останавливали кровотечения, делали перевязки. Именно они, по эпосу Гомера, спасли раненого царя Менелая. Описание их действий в «Илиаде» указывает на прекрасное знание человеческой анатомии.
Древние греки изображали Асклепия похожим на Зевса, опирающимся на посох (позднее посох трансформировался в чашу), вокруг которого обвивалась змея, священное животное, помогающее богу врачевания, символ постоянно возрождающейся жизненной силы. Этот знак – обвивающая чашу змея - и поныне остается символом медицины и фармацевтики. Иногда рядом с Асклепием изображали юного демона выздоровления Телесфора в виде невысокого юноши в длинном плаще с капюшоном.
По легендам, успехи Асклепия во врачевании и в воскрешении мертвых стали причиной смерти самого бога-врачевателя. Боясь, что лекарское искусство нарушит порядок мироздания, установленный богами, верховный громовержец Зевс лишил мудрого врача земной жизни, поразив молнией, и взял его на небо, обратив в созвездие Змееносца.
Вернуться к статьям