close
Профессия-ВРАЧ.рф
www.professiya-VRACH.ru
Рук. проекта: Анна Аристова

Советский психолог Лев Семенович Выготский

Vygotsky4.jpg Лев Семенович Выгодский (5.11.1896 - 11.06.1934) – российский психолог, создатель концепции развития высших психических функций и основатель культурно-исторической теории, основоположник «круга Выгодского», автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребенка.

Детство в Гомеле и учеба в гимназии.

Будущий великий психолог родился в городе Орше в Белоруссии. Детство он провел в городе Гомель. Отец, Семен Львович Выгодский, выпускник Коммерческого института в Харькове, работал банковским клерком и страховым агентом. Мать Льва Семеновича, Цецилия Моисеевна, всю свою жизнь занималась воспитанием своих детей. Всего в семье Выгодских было 8 детей, Лев был вторым ребенком. Отец и мать активно участвовали в культурной жизни города, Семен Львович даже основал в городе публичную библиотеку. Не случайно в семье Выгодских было много литераторов и филологов.

Двоюродный брат Льва Семеновича, Давид Исаакович, являлся ярким представителем отечественного формализма. Именно желание не допустить того, чтобы двух братьев путали, привело к тому, что Лев Семенович заменил букву «д» в своей фамилии на «т», став Выготским, а не Выгодским.

Молодой Лев Семенович с юных лет увлекся философией и литературой. Особенно его привлекали мысли Бенедикта Спинозы. Большую часть своего времени Выготский проучился дома, и лишь два последних класса школы он провел в гомелевской гимназии. Всего Лев Семенович изучил 6 иностранных языков: французский, немецкий, английский, латинский, древнегреческий и древнееврейский. Во всех предметах он проявлял очень неплохие способности.

Учеба в университете и возвращение в Гомель.

После окончания гимназии, Выготский поступил на юридический факультет в Московский университет, где проходил обучение в период с 1914 по 1917 годы. В это время он увлекся литературной критикой и напечатал в нескольких журналах свои рецензии на некоторых писателей-символистов. Первой его серьезной работой становиться трактат «Трагедия о Гамлете датском Шекспира».

С началом революции, Выготский возвратился в родной Гомель и занялся строительством новой школы. Именно в этот период начинается его научная карьера в качестве психолога. Он организовал психологический кабинет в педтехникуме и всерьез занялся исследовательской работой. В 1922-1923 годах Лев Семенович провел несколько исследований, о результатах которых он докладывал на Втором Всероссийском съезде по психоневрологии.

В этот период своей исследовательской деятельности, Выготский был уверен, что будущее психологии лежит в использовании причинного объяснения явлений сознания. Выступления Льва Семеновича привлекли внимание А.Р. Лурия, который затем предложил директору Московского института Н.К. Корнилову пригласить молодого ученого к себе. Таким образом, в 1924-ом году Выготский оказался в Москве.

Начало научной карьеры в Москве.

Сдав экзамены на звание научного сотрудника третьего разряда, Выготский приступил к развитию своей концепции, в основу которой он положил понятие о речевой реакции. Термин «реакция» был введен Львом Семеновичем для того, чтобы отделить его от физиологического подхода. Основой психологической концепции Выготского стала идея о соотношении регулируемого сознанием поведения организма с различными формами культуры – искусством и языком.

По приезду в Москву он начал новую для себя практику – занятия с детьми, которые страдают различными умственными и физическими дефектами. Занятия в институте психологии совмещались им с работой в Народном Коммисариате просвещения. В это время, благодаря своим организаторским способностям, Лев Семенович заложил основы дефектологической службы, которая существует и поныне в виде специального научно-практического института.

В первые года работы в Москве, Выготский занимался глубоким анализом современного ему состояния мировой психологии. В это время он написал предисловия к переводам научных работ крупных ученых, занимающихся психоанализом, бихевиоризмом и гештальтизмом.

Болезнь и работа.

В 1920-ом году Выготский заболел туберкулезом. С этого времени у него иногда случались вспышки этой болезни, которые приводили его в пограничное состояние между жизнью и смертью. Во время одной такой тяжелой вспышки в 1926-ом году он начал писать одну из своих главных работ, которую назвал «Смысл психологического кризиса».

В 1927-ом году начинается новый этап в его научной деятельности. В это время Льва Семеновича заинтересовала инструментальная психология. Он ввел понятие «знака», который сам ничего не меняет в природе вещей, но служит средство превращения психики из природной, то есть биологической, в культурную, то есть историческую. Им была отвергнута принятая в то время в психологии схема «стимул - реакция». Он заменил ее схемой «стимул – стимул - реакция». Причем вторым стимулом, занимающим промежуточное положение между первичным стимулом и реакцией, является «знак». Именно этот знак приводит к тому, что у индивида из первичных природных психических процессов появляется новая система психических функций социокультурного порядка. Эти функции Выготский назвал «высшими психическими функциями». В этот период, наиболее значимой работой его становиться труд «История развития высших психических функций».

Работа в области педологии.

Занимаясь проблемами развития детской психики, он начал трактовать этот процесс новым способом. В его представлении развитие психики ребенка – это процесс создания новых культурных форм из уже имеющегося биопсихического природного «материала». В это время Выготский стал одним из ведущих педологов страны. Основное внимание уделялось им уже не самим знакам, а их эволюции. Изменение значения речевых знаков он принял за важный феномен, детерминирующий умственное развитие ребенка. Результаты работы в этой области были отражены в монографии «Мышление и речь».

В 1934-ом году у Выготского вновь случается обострение туберкулеза. В мае его перевели на постельный режим, но лечение не помогло и 11-го июня он скончался. Во многом, именно Лев Семенович заложил основы советской психологии.

Вернуться к статьям