close
Профессия-ВРАЧ.рф
www.professiya-VRACH.ru
Рук. проекта: Анна Аристова
Менеджер проекта: Алексей Попов
alexey.popov@Профессия-ВРАЧ.РФ
alexey.popov@professiya-VRACH.ru

КОЛОНКА НАШЕГО ЭКСКУРСОВОДА: Медицина в древней Греции

asclepius2.jpgВеликий Гомер в «Илиаде» оспаривает мифическое происхождение бога врачевания Асклепия (Эскулапа). Он утверждает, что этот «великий и беспорочный врач» был фессалийским царем и реально жил в северной Греции, и сыновья его описываются Гомером как реальные герои Троянской войны.

Вполне возможно, что царя Асклепия за его мудрость и дарование целителя причислили к сонму общеэллинских богов уже после его смерти.
В честь Асклепия по всей Греции строились святилища-больницы (асклепионы), где жрецы-лекари (асклепиады) поддерживали культ великого бога-исцелителя. Самые прославленные асклепионы находились в Эпидавре, в Пергаме, на острове Кос, где и возникали знаменитые медицинские школы. 

Одним из самых популярных методов лечения в те времена был энкоймесис (лечение сном или во время сна): больных укладывали спать, надеясь, что во сне придет исцеление, либо страдающий увидит «вещий сон», который потом растолкуют «знающие волю Асклепия» жрецы и дадут пациенту соответствующие медицинские советы. 

Кстати, когда речь шла о нервно-психических болезнях, энкоймесис давал вполне хорошие реальные результаты. Не исключено, что сон, в который погружали больного, мог быть не только естественным, но и гипнотическим. 

Гипноз был хорошо известен древним. У такого сна было и свое божество – Гипнос, которому подчинялись не только люди, но и боги. Известен миф о том, как однажды Гипнос совершенно не вовремя усыпил самого Зевса, и тот чуть не проспал очень важный момент, когда жизни его любимого сына Геракла угрожала смертельная опасность. За это несанкционированное вмешательство в личные дела верховного божества Гипнос был сурово наказан Зевсом. Гипноса изображали в виде крылатого юноши или спящего мальчика, с головкой мака в руке.

Некоторые случаи применения гипнотического сна в асклепионах зафиксированы документально. Так, пациент Агестрат (пациент А.(!)), страдающий головными болями и бессонницей, был погружен в гипнотический сон. После пробуждения пациент почувствовал себя совершенно здоровым, головные боли ушли, и Агестрат был очень доволен тем, что ему удалось заснуть. Кроме того, он увидел во сне, что это бог избавил его от болезненных симптомов, а сам он стоит нагим (греческие атлеты на спортивных играх выступали обнаженными) на ристалище в позе кулачного бойца. Позднее,  во время Немейских игр, этот человек действительно стал победителем в панкратионе (соревнования по универсальной борьбе).

Часто в асклепионах нервные болезни лечили, применяя терапию эмоционального шока, вызывая у больного панический страх, гнев и прочие сильные эмоции. Уже тогда древние лекари знали, что иногда, под влиянием сильного потрясения – внезапного ужаса или даже неожиданной радости (например, от встречи с кем-то близким, которого уже не надеялись увидеть в живых), - происходили чудесные исцеления. 

Истории известен случай, когда немой от рождения сын лидийского царя Креза, внезапно заговорил, увидев, что вражеский солдат, не узнав его отца - царя, уже готовился поразить его мечом. «Не убивай его! Это царь Крез!» - закричал взволнованный юноша, и с этого мгновения дар речи вернулся к нему навсегда.

Очень интересны и ценны для нас записи на специальных табличках, которые исцеленные пациенты оставляли в асклепионах. На этих табличках бывшие больные выражали свою благодарность богу-врачевателю за возвращенное здоровье и достаточно подробно описывали, как произошло исцеление. Иногда это были весьма забавные и даже курьезные случаи.

Так, некто Никанор сильно хромал и мог с трудом ходить только с костылями. Пока он сидел в храме Асклепия, но еще не был погружен в сон, какой-то юный хулиган вырвал у него из рук костыль и убежал. Несчастный больной, лишенный средства передвижения и весьма рассерженный этим обстоятельством, неожиданно для самого себя устремился в погоню за дерзким мальчишкой. И только спустя некоторое время он осознал, что костыли ему больше не нужны.

В другой табличке говорится о человеке, страдавшем подагрой. Когда он еле доковылял до святилища Асклепия и готовился погрузиться в лечебный сон, его очень болезненно, до крови, ущипнул за ногу гусь, неизвестно как очутившийся в храме. Нога моментально перестала болеть. 

Есть основания полагать, что многие из таких «случайностей», принесших исцеление, были сознательно подстроены жрецами, знавшими о пользе шоковой терапии.

Расцвет врачебной деятельности жрецов в асклепионах пришелся на V-VI века до н.э. Особую известность тогда приобрело святилище Асклепия на острове Кос, где сформировалась знаменитая медицинская школа, напрямую связанная с деятельностью знаменитого «отца медицины» -  Гиппократа. Как отмечает Плиний Старший в своей «Естественной истории», это был «поворотный пункт в развитии врачебного искусства в Греции». 


Как известно, Гиппократ разработал этические принципы деятельности врачей, которые известны нам и сегодня как «клятва Гиппократа». По этим принципам врач был обязан служить больному всеми своими знаниями, умениями и по всей совести. Он не имел права давать больному никакого яда, а беременным женщинам – никаких препаратов для изгнания плода. Врач должен также соблюдать профессиональную тайну, не злоупотреблять своим положением для того, чтобы соблазнять женщин, и т.п. 

Гиппократ разработал и основные методы лечения больных. По его методике врачи должны, и это главное, стремиться ставить диагноз и лечить, исходя из совокупности всех условий жизни больного (климатические условия, природная среда и др., от чего во многом, по его мнению, зависело состояние здоровья пациента) и основываясь на продолжительном наблюдении за течением болезни. 

Гиппократ и врачи его школы положили начало клинической медицине: больные должны лежать (постельный режим) и принимать лекарства под постоянным наблюдением врача.

Обобщенным результатом работы Гиппократа и его коллег стали многочисленные сочинения по медицине, которые дошли до нас в составе сборника «Корпус Гиппократа». Любопытно, что несколько трактатов, вошедших в этот сборник, написаны врачами с острова Книд. На Книде  находилась еще одна медицинская школа, активно соперничающая и полемизирующая со школой Гиппократа. Однако авторитет Гиппократа в медицинских кругах был так велик, что даже медики-антагонисты почитали за честь быть напечатанными в «Корпусе Гиппократа». 

Методы лечения, разработанные Гиппократом, со временем обновлялись, развивались и уже не сводились только к назначению лекарств. 

Врач из Селибрии Геродик ввел во врачебную практику массажную терапию, лечебную гимнастику и разработал некоторые принципы диететики. 


Врач Диокл из Кариста решительно отстаивал идею зависимости состояния здоровья человека от гигиены тела, от диеты и от умения правильно сочетать работу и отдых. 

Врач Герофил из Калхедона разработал руководство для акушеров.

Врач Эрасистрат из Кеоса заложил основы теории кровообращения, исследовал систему кровеносных сосудов, обогатил знания древних медиков об анатомии сердца, изучал нервную систему человека.

Врач Гераклид Тарентский стал практиковать с целью уточнения диагноза  секцию – вскрытие трупов.

В развивающейся медицине Древней Греции уже давно были распространены опыты на животных, особенно на обезьянах. Однако есть сведения о том, что некоторые врачи (Герофил, Эрасистрат и др.) довольно активно занимались вивисекторскими опытами на живых людях. «Человеческий материал» медикам в достаточном количестве поставляли по распоряжению властей тюрьмы. Преступников, приговоренных к смертной казни или к долгим годам заключения, охотно отдавали в руки врачам-экспериментаторам. Если вспомнить о том, что обезболивающих средств античная медицина еще не знала, то можно себе представить, какой ужас испытывали осужденные при известии о своей горькой 

Были ли допущены в древнегреческую медицину женщины? Только в единственную отрасль – в акушерство. Там они функционировали на уровне повивальных бабок. Женщин-врачей в Греции не было, а  врачи-мужчины к больным женского пола принципиально не допускались, поэтому женская смертность, особенно во время родов, была предельно велика. 

Впрочем, история античной медицины сохранила одно имя врача-женщины.  Молодая афинянка по имени Агнодика начала изучать медицину у Герофила в Александрии. При этом она была вынуждена носить мужскую одежду.  Более того, ей пришлось пойти на очень большую жертву и коротко остричь свои волосы. Для греческой девушки это считалось символом бесчестья, так как короткими стрижками в то время выделяли женщин, чье поведение рассматривалось как предосудительное и безнравственное. 

Когда Агнодика приобрела достаточные познания и опыт в лекарском искусстве, она по собственной инициативе, без приглашения, явилась к некой заболевшей женщине. Та, думая, что перед нею врач-мужчина, категорически отказалась допустить его к себе. И только когда Агнодика сняла с себя всю одежду, больная, увидев перед собой отнюдь не мужчину, позволила осмотреть себя и приступить к лечению. Вскоре больная поправилась, но тайна Агнодики стала известна другим врачам, и те подали на нее жалобу в суд. Агнодике грозило суровое наказание. Однако женщины города дружно и очень громко атаковали суд, называя судей и врачей-мужчин врагами женщин, и требовали оправдания для Агнодики. Судьи, не выдержав такого мощного женского давления, уступили и даже приняли специальное решение, позволяющее женщинам изучать медицину и заниматься врачебной практикой. К сожалению, других женских имен среди врачей история античной медицины не сохранила.
Вернуться к статьям