close
Профессия-ВРАЧ.рф
www.professiya-VRACH.ru
Рук. проекта: Анна Аристова

Александр Романович Лурия - основатель отечественной нейропсихологии

Александр Романович Лурия (1902-1977) – это основатель российской нейропсихологии, известный советский психолог, работавший вместе с Л.С. Выготским, действительный член академии педагогических наук.

Детство и учеба в университете.

alexander_luria.jpg
Родился Александр Романович в Казани. Его отец, Роман Альбертович, был врачом-терапевтом, а мать, Евгения Викторовна, зубным врачом. Саша был старшим ребенком в семье. Учился в гимназии, сразу после ее окончания принял решения о поступлении в Казанский университет, куда вскоре и был зачислен на факультет общественных наук. В 1921-ом году, после окончания вуза, Лурье занялся экспериментальной психологией. В частности, одной из первых его работ было психофизиологическое исследование феномена труда.

Начало научной деятельности.

В 1923-ем году он переехал в Москву, где начал свою деятельность в институте психологии. Работая там, он в первую очередь посвятил себя исследованию феномена аффективных состояний, а также разработке, так называемой методики сопряженных моторных реакций, сутью которой является одновременная регистрация двигательных и словесных реакций на определенные слова-стимулы. Благодаря этим работам ему удалось доказать, что именно комплексное сочетание ответов является наиболее адекватным отражением эмоционального состояния человека.

Детальная работа над аффективными процессами позволила точно доказать, что всякое эмоциональное состояние человека есть ничто иное, как целостное системное образование, которое включает в себя несколько связанных между собой элементов. Данная методика получила широкое распространение в исследованиях эмоционального состояния студентов на экзамене, лиц, которых подозревают в преступлениях, больных психическими расстройствами. Она в значительной мере сделала более разнообразной методологию психологических исследований. Именно это исследование во многом предвосхитило создание известного полиграфа или «детектора лжи».

Встреча с Выготским.

В 1924-ом году произошла встреча, которая сильно повлияла на профессиональную деятельность Лурия. В тот год он познакомился с Л.С. Выготским. Благодаря этому видному ученому и исследователю, у Александра Романовича появилась большая заинтересованность в исследовании мозговой организации мыслительных процессов, именно работа в данной области стала затем главным делом всей его жизни. В это время он также занялся проблемами психологического развития ребенка, изучением того, как наследственные факторы и факторы окружающей среды влияют на формирование социальных навыков.

В 1926-ом году Александр Романович стал работать в различных неврологических клиниках. Особенно он был заинтересован в исследовании людей, страдающих болезнью Паркинсона и афаназией, то есть нарушением речи. Данные исследования, которые были посвящены различным нарушениям психологических процессов стали основой нового направления – нейропсихологии. Совместная работа с Л.С. Выготским позволила Лурия создать новое учение о высших психических функциях человека. Это во многом предопределило все дальнейшее развитие отечественной психологии. Значительное внимание уделялось им таким феноменам, как абстрактное мышление, опосредованное запоминание и произвольное внимание. Плодом совместных усилий двух известных исследователей стала работа «Этюды по истории поведения», которая увидела свет в 1930-ом году.

Докторская диссертация и война.

luria3.jpgВ 1936-ом Лурия защитил докторскую диссертацию по психологии. Во многом она основывалась на исследованиях, которые были проведены им еще в 1923-24ом годах. В это же время он успешно окончил Московский медицинский институт, в котором получил второе высшее образование по специальности врача. Последующие пять лет были проведены им в Институте нейрохирургии и Институте неврологии, основным направлением его деятельности в эти годы было исследование афазиологии, которой он посвятил свою вторую докторскую диссертацию.

В годы Великой Отечественной войны Александр Николаевич был руководителем военного госпиталя на Урале, где в первую очередь занимался работой с тяжелоранеными бойцами, которым требовалась психологическая адаптация.

После окончания войны он продолжил свою работу в области нейропсихологии. Благодаря деятельности ученого, это направление стало отдельной отраслью психологии, которая в то же время объединяет сразу три науки – физиологию, медицину и непосредственно саму психологию. Основополагающей для данной отрасли стала теория о мозговой организации высших психических функций человека.

Исследование нарушения высших психических процессов.

Лурия сумел детально исследовать нарушения высших психических процессов, что стало возможным благодаря его собственным методам нейропсихологической диагностики. Вскоре, в самом начале 50-х годов, он обратил свое внимание на изучение психических процессов, протекающих по мере развития детей. Особенно его интересовали особенности формирования регулирующей функции речи. Во многом данные исследования стали возможными благодаря его работе в Институте дефектологии, где ему был предоставлен доступ к обширному клиническому материалу. Благодаря его деятельности в значительной мере был проработаны особенности перехода внешних способов опосредования во внутренние. Как показали исследования Александра Романовича, опосредование произвольного запоминания совершается в несколько этапов.

Вклад в историческую психологию и зарубежное признание.

lur8.jpg
Значительным вкладом он отметился также и в исторической психологии. Особенного его интересовала проблема общественно-исторической детерминации психики. В своих исследованиях Лурия показал, что общественные и социальные условия различных исторических общественных форм в значительной мере оказывают свое влияние на характер и структуру познавательных процессов человека.

Своими работами Александр Романович завоевал огромный международный авторитет, стал почетным членом многих академий наук и психологических обществ в Европе и в США. Многие его работы были высоко оценены за рубежом, а известный английский невропатолог Оливер Сакс с большим уважением упоминает его во многих своих монографиях.

Умер Александр Романович Лурия в 1977ом году на 76ом году жизни. Его работы оказали большое влияние на развитие отечественной психологии и педагогики.

Вернуться к статьям